Russ Juskalian, для MACWORLD
Наиболее важное обновление профессионального приложения от Apple для работы с фотоснимками.
Выход Aperture 2 породил весьма противоречивые чувства к этому релизу – и волнение и замешательство одновременно – поскольку с таким длительным интервалом наверное еще никакие обновления не выпускались.
Версия 1.5 была выпущена более года назад, и на протяжении этого периода профессиональные фотографы и опытные любители использующие Aperture вынуждены были довольствоваться мелкими обновлениями для 1.5 и надеялись на выход значительного обновления (major upgrade). В это время, соперники такие как Bibble и Adobe Lightroom привлекли внимание многих фотографов.
Тем не менее, Aperture 2.0.1 это программа которую ждали – когда вы используете новую Aperture, то становится заметно, что Apple прислушалась к пожеланиям пользователей. В новой версии добавились инструменты, улучшен интерфейс, который с одной стороны уже привычен, а с другой оптимизирован для более продуктивной работы, также улучшена производительность отдельных действий (загрузка изображения, рендеринг настроек, переключение между режимами просмотра, и т. д.) И что немаловажно, цена на Aperture снизилась с $299 до $199 ($99 за обновление с 1.5).
Russ Juskalian, для MACWORLD
Наиболее важное обновление профессионального приложения от Apple для работы с фотоснимками.
Выход Aperture 2 породил весьма противоречивые чувства к этому релизу – и волнение и замешательство одновременно – поскольку с таким длительным интервалом наверное еще никакие обновления не выпускались.
Версия 1.5 была выпущена более года назад, и на протяжении этого периода профессиональные фотографы и опытные любители использующие Aperture вынуждены были довольствоваться мелкими обновлениями для 1.5 и надеялись на выход значительного обновления (major upgrade). В это время, соперники такие как Bibble и Adobe Lightroom привлекли внимание многих фотографов.
Тем не менее, Aperture 2.0.1 это программа которую ждали – когда вы используете новую Aperture, то становится заметно, что Apple прислушалась к пожеланиям пользователей. В новой версии добавились инструменты, улучшен интерфейс, который с одной стороны уже привычен, а с другой оптимизирован для более продуктивной работы, также улучшена производительность отдельных действий (загрузка изображения, рендеринг настроек, переключение между режимами просмотра, и т. д.) И что немаловажно, цена на Aperture снизилась с $299 до $199 ($99 за обновление с 1.5).
Эффективная рабочая область
Обновленный интерфейс Aperture позволяет избежать беспорядка и приятен в использовании. Испекторы проектов, метаданных, и настроек сгруппированы в закладки и теперь занимают меньше места по сравнению с предыдущей версией, оставляя больше места для самого изображения. Полноэкранный режим получил такое же обновление – все инспекторы собраны в одной плавающей панельке.
Aperture 2 имеет упрощенный интерфейс, главным преимуществом которого является группировка инспекторов проектов, метаданных, и настроек в одной панели.
Изменения в интерфейсе могут показаться простыми, однако они сделали приверженцев Aperture счастливыми. Интерфейс в предыдущей версии Aperture состоял из браузера по середине, инспектора проектов слева, и инспектора настроек справа. Инспектор метаданных мог включаться или отключаться, занимая часть инспектора настроек. На 20 дюймовом дисплее не оставалось достаточно места для комфортной работы над изображением. Мне часто приходилось использовать клавишные комбинации для включения/отключения этих трех инспекторов, никогда не держа открытыми одновременно два. Теперь же, в Aperture 2, мне достаточно нажать «W» на клавиатуре чтобы переключаться по кругу между инспекторами, и также мне нравится идея когда все три инспектора находятся в одной панельке.
Подобным образом, нажимая клавишу «V» на клавиатуре, мы будем переключаться между браузером, браузером и просмотрщиком, и новым режимом «только просмотрщик». Это дополнение в интерфейсе, которое пользователи действительно оценят. Мне также понравилась возможность дважды кликнуть по изображению в браузере или просмотрщике чтобы отобразить изображение в режиме «только просмотрщик», затем снова дважды кликнуть по нему, чтобы вернуться в предыдущий режим. Эта последняя функция поддается настройке: в установках Aperture вы можете указать чтобы использовать двойной клик как способ переключения между полноэкранным и оконным режимом, хотя я предпочитаю нажимать «F» на клавиатуре чтобы сделать это.
Другое дополнение – это режим просмотра «Все проекты». Те кто знаком с таким понятием как «События» в новом iPhoto, будут чувствовать себя «как дома» с этой возможностью, когда каждый проект в библиотеке представляется иконкой. Проведите мышью над проектом и его в его иконке будут прокручиваться снимки которые есть в этом проекте (так же как и в iPhoto, щелкнув пробел вы можете задавать ключевой кадр, который будет служить «обложкой» проекта.) Дважды кликнув по иконке в режиме просмотра «Все проекты» вы загрузите в браузер именно то изображение которое в данный момент отображалось в иконке проекта, а в инспектор проектов будет загружен соответствующий проект. Такие «тонкости» в интерфейсе, Apple часто использует чтобы облегчить пользователям переход от любительских приложений к профессиональным, и мне очень нравится такой подход.
Новый режим просмотра «Все проекты» окажется довольно знакомым для пользователей iPhoto ’08
Новые инструменты и настройки RAW изображений
Новый RAW конвертер версии 2.0, включенный в Aperture более аккуратно преобразовывает в окончательное изображение то, что было снято камерой. У него лучшее управление цветом, отчасти желтым. Преимущества съемки в RAW включают возможность иметь нейтральный, средний контраст, и низкую насыщенность изображения, а также другие истинно базовые характеристики с которых вы можете начать, и самим решить как в результате должно выглядеть ваше изображение. Новый конвертер 2.0 лучше справляется со своей работой, однако не стоит ожидать что можно взять старые изображения из 1.1 и отконвертировать их в 2.0 и получить потрясающий результат. Если вы проделывали множество настроек в конвертере 1.1, вас скорее всего ждет тот же кропотливый труд и в конвертере 2.0 если вы хотите получить на выходе идентичные изображения.
Некоторые пользователи могут заметить, что новый конвертер делает изображения на вид более «плоскими» (или более нейтральными), такое же чувство возникает при смене компактной камеры на цифровую зеркальную. Здесь важно понимать, что это дает возможность фотографу обрабатывать изображение «в любом направлении», когда сам фотограф решает как изображение должно выглядеть в результате. Коротко и по сути: 2.0 RAW конвертер это значительный шаг вперед. В Aperture 2.0 вы можете использовать 1.0, 1.1, или 2.0 конвертеры как индивидуально для изображений так и для целых проектов. Есть смысл оставить ваши старые изображения в конвертере 1.1, если только вам не нужны специфические инструменты которые есть только в 2.0, и импортировать все новые снимки уже с конвертером 2.0.
Настройки «Raw Fine Tuning» теперь содержат несколько новых способов для настройки RAW изображений. Старая настройка Boost также имеется (для увеличения цветового контраста), однако есть и новая настройка Hue Boost которая управляет тем как будут (или не будут) сдвигаться цвета при применении настройки Boost. Это очень важная функция, так как небольшой сдвиг в цвете может выглядеть потрясающе в некоторых изображениях, однако может привести и к отвратному результату если речь идет о тонах кожи.
Новые инструменты Definition и Vibrancy аналогично Hue Boost, предоставляют больше гибкости чем стандартные настройки. Инструмент Definition усиливает детализацию низкоконтрастных частей вашего изображения. Vibrancy – насыщает блеклые цвета при перемещении вправо, и обесцвечивает насыщенные цвета при перемещении влево. Тона кожи должны оставаться нетронутыми при применении инструмента Vibrancy и в большинстве случаев эта задумка работает.
Инструмент Vibrancy оставляет тона кожи нетронутыми при увеличении или понижении насыщенности по всему изображению.
Инструмент «Recovery» (который, скорее лучше было бы назвать «Highlight Recovery») позволяет пользователю «вытянуть» больше светлых деталей из RAW изображения. Светлые детали вообще всегда хорошо давались Aperture, так что добавление этой функции – небольшая ложечка сахара в и без того прекрасный компот.
«Коммерческий» интерес представляет новый инструмент ретуши, который включает функции клонирования и штампа. Инструмент ретуши отлично подходит для незначительной чистки, он прост в использовании, и не настолько требователен к вычислительным способностям компьютера как старый Spot & Patch в предыдущих версиях Aperture. Впрочем, для серьезного редактирования вам все равно понадобится внешний редактор такого уровня как Adobe Photoshop.
Инструмент «Муар», возможно, не будет востребован большинством пользователей. Муар это эффект интерференции который проявляется в слишком-узорчатых изображениях (как например, некоторые ткани и кирпичные стены), которые отсняты на камеру с плохим или вовсе отсутствующим сглаживающим фильтром (anti-aliasing filter) – сюда относится подавляющее большинство цифровых задников среднего формата. Устранение муара (новая функция) присутствует как правило в профессиональных high-end камерах. Однако функция устранения муара задокументирована не достаточно подробно – следует знать, что «Муар» заменяет инструмент «Chroma Blur», и с помощью него можно устранять шум характерный для высоких ISO, и собственно муар, откуда и название этого инструмента.
Aperture наконец имеет инструмент виньетирования, предоставляя вам возможность настраивать затемнение краев изображения. Когда вы виньетируете и кадрируете изображение, Aperture применяет виньетирование ПОСЛЕ кадрирования. Большинство программ делают эти операции в обратном порядке, снижая эффект виньетирования обрезанной части изображения.
К сожалению, Apple кажется предположила, что добавление виньетирования это художественный прием, тогда как устранение виньетирования – это решение проблемы. Инструмент устранения виньетирования (Devignette) работает по старой схеме – ПЕРЕД тем как будет произведено кадрирование. Apple следует рассмотреть Adobe’овский подход, когда ползунок регулировки виньетирования находится в сплошном промежутке от отрицательных значений (devignette) до положительных (vignette), и добавить галочку под инструментом виньетирования «Применить виньетирование после кадрирования».
Новые инструменты «Vignette» и «Devignette» предоставляют регулировку Amount для задания силы эффекта, и Size – для задания величины части изображения которая будет затронута. Регулировки Amount и Size реализованы в виде слайдеров с положительными значениями. Наличие двух отдельных инструментов виньетирования и де-виньетирования логично настолько же, насколько логично разделить инструмент регулировки контраста на два – один для увеличения контраста, второй для уменьшения. Инструмент виньетирования также предоставляет выбор между гамма- и экспозиционным виньетированием. Экспозиционное виньетирование затрагивает только яркость, тогда как гамма – изменяет цвет, и контраст по некоторому заданному алгоритму. Однако это не тянет на вескую причину по которой инструменты виньетирования и де-виньетирования оказались разделены.
Чего все еще не хватает
Также не помешали бы инструменты коррекции линз (подушкообразное, бочкообразное искажение, перспектива, хроматические аберрации) – например такие, что есть в приложении Bibble. А также более частые выходы обновлений для новых (и старых) моделей камер, как это делает Adobe для новых версий Adobe Camera Raw.
Инструмент «Levels» который используется в Aperture 2 не настолько мощный как «Кривые» (Adobe Camera RAW) для тональной коррекции вашего изображения. Было бы здорово, если бы Apple включила «Кривые» в следующем релизе.
Весьма актуален вопрос насколько часто Apple обновляет поддержку формата RAW для новых камер. Большинство других программ делают преобразование RAW на уровне самого приложения, но так как Mac OS X работает с RAW файлами на уровне операционной системы, новые камеры будут поддерживаться через обновления к ОС, не к Aperture. Это может привести к некоторой задержке между выходом новой модели камеры и поддержкой Aperture RAW формата этой камеры. Apple заявляет, что в любом случае Aperture сможет импортировать RAW файлы («созданные большинством камер»), если их вначале отконвертировать в DNG (формат с открытым стандартом, которым заведует Adobe), однако это не гарантирует в результате такого же качества как с полностью поддерживаемой камеры. Только время покажет – серьезная ли это проблема, или пустое беспокойство.
Aperture до сих пор не имеет инструмента Curve (Кривые) для тональной коррекции. Инструмент Levels (Уровни) делает эту работу максимально приближенно, однако ему не хватает полного контроля над тональными значениями, который может обеспечить инструмент «Кривые». Нет причин, не добавить такой важный инструмент как Curves.
Некоторые могут оказаться разочарованы недстатком инструментов для локального, выборочного редактирования. Эти инструменты не входят в рамки основного предназначения Aperture – все таки это приложение для управления, каталогизации снимков и «проявления» RAW. В Aperture включены только самые базовые – типа устранения красных глаз и ретуши инструменты частичного редактирования, а для более серьезной работы целесообразно воспользоваться Photoshop.
Рекомендации к покупке
По цене в $199 ($99 при обновлении) Aperture 2 возможно является самым доступным инструментом на рынке профессионального ПО. Программа проста и приятна в использовании, наделена практически всеми необходимыми возможностями, которые понадобятся профессионалу или опытному любителю.