fbpx

Как мы помним, в октябре предыдущего года компания Apple представила Aperture – новый профессиональный инструмент для работы с цифровым фото. Одновременно на сайте Apple появилась информация, скриншоты и даже QuickTime ролики показывающие приложение в действии. На следующий день Aperture стала изюминкой стенда Apple на выставке PhotoPlus Expo в Нью Йорке, где разработчики и менеджеры отвечали на вопросы о возможностях версии 1.0.

 

Как мы помним, в октябре предыдущего года компания Apple представила Aperture – новый профессиональный инструмент для работы с цифровым фото. Одновременно на сайте Apple появилась информация, скриншоты и даже QuickTime ролики показывающие приложение в действии. На следующий день Aperture стала изюминкой стенда Apple на выставке PhotoPlus Expo в Нью Йорке, где разработчики и менеджеры отвечали на вопросы о возможностях версии 1.0.

Вся эта шумиха вокруг Aperture обернулась появлением большого количества информации о том что сможет предложить Aperture когда выйдет на рынок в ноябре 2005. И если Вы пока еще даже не видели Aperture в работе, стоит посмотреть демонстрации хотя-бы на сайте Apple. Ролики Quick Tour частично показывают предназначение этой программы. Aperture можно назвать профессиональным приложением типа «все в одном», включающем возможности хранения/организации, просмотра и обработки RAW файлов. Как для первого релиза, Aperture достаточно насыщена множеством востребованных возможностей. И все эти возможности обьединены в одном прекрасном удобном интерфейсе.

Чтобы дать возможность Apple действительно изменить профессиональное программное обеспечение для работы с фото на платформе Macintosh, нам нужно больше информации о новом продукте. Намного больше. Поэтому профессионалы по фотографии и одновременно писатели Роб Галбрайт (Rob Galbraith) и Имон Хики (Eamon Hickey) расспросили представителей Apple о наиболее важных моментах в использовании Aperture. В результате появилась эта статья, представляющая собой собранный и упорядоченный материал полученый в процессе интервью с Джо Шорром (Joe Schorr) – руководителем проекта Aperture и Робом Шобеном (Rob Schoeben) – вице-президентом Программного Маркетинга. Этот материал не является полным обзором Aperture, и не повторяет информации предоставленной Apple на сайте apple.com. Статья предназначена в первую очередь осветить как наиболее важные части Aperture, так и те о которых не удалось найти достаточно информации.

Идем в библиотеку

Перед тем как Вы сможете делать что-либо с фотографиями в Aperture, они должны быть импортированы в библиотеку. Это место, где хранятся все исходные RAW файлы (и множество изображений в других форматах с которыми работает программа), инструкции по обработке, заголовки и прочие метаданные. Отследить что где находится можно с помощью базы данных приложения, которая также находится в библиотеке. Данные в исходном RAW файле никогда не изменяются программой, обещает Apple. Aperture создана чтобы освободить фотографа от выполнения множества рутинных задач по управлению файлами, и облегчить работу профессионалов стремящихся упорядочить множества снимков в логическую структуру.

Полноэкранный вид Aperture

Сама по себе библиотека программы Aperture представляет «пакет» (package). Это конструкция в стиле MacOS X, в которой файлы и папки размещены в родительской папке – и эту родительскую папку пользователь видит как единственный файл. «Пакеты» используются как контейнеры для приложений так и для документов; попробуйте кликнуть правой клавишей (или Ctrl+клик) на любом из MacOS X приложений, и если в контекстном меню Вы увидите строчку «Show Package Contents» то это и есть «пакет». Если Вы щелкните на «Show Package Contents» то пакет откроется и можно будет увидеть его содержимое. Точно так же и с библиотекой программы Aperture – можно посмотреть ее содержимое с помощью Finder, если конечно будет причина сделать именно так. И, если мы правильно поняли инженеров Apple на PhotoPlus, Aperture вычисляет то-ли контрольную сумму, то-ли проводит верификацию RAW (и возможно других) файлов каким-то другим образом чтобы было видно – изменялось ли изображение за пределами программы Aperture.

Библиотека Aperture теоретически может вместить неограниченное количество фотографий. Apple тестировала программу в работе с библиотеками содержащими сотни тысяч фотографий, как сказали нам. Но Aperture не может работать более чем с одной библиотекой одновременно, и размер библиотеки ограничивается обьемом диска на котором она установлена, таким образом количество изображений ограничивается только обьемом диска, искусственных ограничений в программе нет. Другими словами Вы можете через Aperture работать с фотографиями (и отнесенными к ним инструкциями по обработке, заголовками, и прочей инфо прикрепленной к файлу) которые вмещаются на одном жестком диске. Или наборе дисков сконфигурированных в один большой виртуальный диск (например, массив RAID 0).

Можно экспортировать часть библиотеки Aperture Library; и любой набор изображений и данных собранных в «Проект» могут быть сохранены отдельно от библиотеки (один «Проект» ограничен 10 000 исходных фотографий, плюс любые версии). Как только Проект сохранен – на другой диск, CD, DVD или еще какое-либо устройство – и потом удален из библиотеки, фотографии станут недоступны для просмотра в Aperture. Можно, при надобности, импортировать проект обратно, в любое время. Ограничивающим фактором в количестве хранимых в библиотеке изображений является только емкость диска.

Чтобы иметь доступ ко всем, когда-либо отснятым фотографиям из Aperture, можно, например, исходные RAW экспортировать в отдельный проект и записать на диск, а в библиотеке оставить «на замену» JPEG-и небольшого разрешения но со всей дополнительной информацией. Или, возможно, есть смысл создавать отдельные библиотеки для каждого года, или выбрать другой способ классификации. Также, можно отыскать инструменты сторонних производителей, предназначенные для управления некоторыми ограничениями библиотеки программы Aperture – как было с iPhoto в первые дни. Ясно, что для того чтобы Aperture могла управлять постоянно растущей коллекцией профессионального фотографа, она должна поддерживать работу с библиотекой, разнесенной на разные не-RAID жесткие диски и также обеспечивать «умный» механизм для обзора и поиска изображений которые в данный момент находятся на отключенных дисках.

Также плохо что Aperture рассчитана на индивидуальное использование. Программу нельзя использовать нескольким фотографам, или, например, фотографу и ассистенту которые хотели-бы получить доступ к одной библиотеке одновременно. Это не очень критический недостаток, однако возможно для некоторых проф. применений это сузит использование программы.

Apple включила возможность делать резервную копию библиотеки Aperture в так называемый «Vault». Vault это точная копия библиотеки Aperture (Aperture Library). Как только Vault создан, все дополнения или изменения над библиотекой производятся также над соответствующим Vault’ом. В случае, если необходимо восстановить библиотеку из Vault’а, достаточно дать одну команду и работа будет сделана. Мы пока не знаем, можно ли извлекать отдельные файлы, проекты или какие-то другие небольшие группы файлов из Vault’а в рабочую библиотеку. И мы надеемся, хотя еще не уверены в этом, что большую библиотеку можно разбить на несколько меньших Vault’ов.

Заглянем в RAW

Хотя Aperture может в полной мере работать с JPEG, TIFF, Photoshop (.PSD) и большинством любых QuickTime-файлов изображений, ее основное предназначение – работа с RAW; собственно для этого и была создана эта программа. Как и большинство приложений для работы с RAW от компаний которые не производят фотокамер, Aperture использует свои собственные интерполяционные алгоритмы и средства работы с цветом, что делает ее назависимой от SDK (software development kits) Canon, Nikon и прочих производителей.

Этот факт ставит Aperture в категорию программного обеспечения которую можно назвать «Не Другой Конвертер RAW» (Not Another Raw Converter). Мы имели опыт использования многих RAW конвертеров от сторонних разработчиков, некоторые из которых были просто превосходны в скорости обработки и удобстве (эффективности) использования, однако выдавали далеко не идеальное качество для «наиболее снимаемых» типов снимков. Конечно, есть исключения, но к сожалению, iPhoto к ним не относится. Это утверждение основано на анализе снимков атлетов и спортивных сюжетов снятых в сумерках, которые мы обрабатывали с помощью iPhoto. Способы работы с RAW и средства просмотра в программе Aperture используются те что встроены в Mac OS – так же как и в случае с iPhoto.

Однако две вещи о возможном качестве RAW обработки в Aperture не могли не порадовать:

Во-первых, Apple обещает, что для некоторых камер обработка была специально оптимизирована, об этом говорится в промо-материалах о Aperture. Список таких камер включает все задники для цифровых зеркалок Canon D30, все задники для цифровых зеркалок Nikon D1, а также Olympus E1 и Konica Minolta Maxxum 7D.

Во-вторых, для своего собственного метода работы с цветом Apple, в качестве основы, использовала схемы применяемые производителями камер в своем софте. Джо Шорр привел специфический пример – сравнивался рендеринг NEF файлов программой Nikon Capture и Appl’овский рендеринг еще во время работы над Aperture. Он также акцентировал внимание на том, что «цвет даваемый камерой не был конечной целью (?), а скорее важным этапом на пути создания того что обещает быть качественным преобразованием цвета от Aperture» («camera maker colour was not the end goal, but rather an important step along the way towards building what are promised to be good-quality colour conversions from Aperture»). Как правило, нам нравится цвет даваемый камерой, а в некоторых случаях мы просто обожаем его, поэтому очень приятным сюрпризом было услышать что Apple считает важным хотя-бы частично руководствоваться этим при разработке своих новых алгоритмов работы с цветом.

Шорр не смог сказать точно какие установки преобразования цвета использовались в приложениях производителей камер когда Apple работала над сравнительными изображениями. Это важно потому что, например, нам нравится цвет в режиме Color Mode II значительно больше чем в Color Mode I в программе Nikon Capture, и мы будем выбирать Neutral Picture Style вместо Portrait в Canon Digital Photo Professional (DPP) всякий раз. В конечном счете, единственный путь получить доступ к RAW преобразованиям в Aperture это использовать приложение. Здесь, тем не менее, мы надеемся что цветопередача будет приемлемой, и возможно даже очень хорошей.

Оптимальное качество преобразования будет встроено непосредственно в MacOS (точнее, уже встроено), – немного спустя после представления Aperture было выпущено обновление 10.4.3, включающее изменения в «Core Graphics, Core Audio, Core Image, and RAW camera support». Поэтому тем кто планирует использовать Aperture, или уже работает с этой программой настоятельно рекомендуется обновить систему хотя бы до 10.4.3, если Вы еще не сделали этого.

Далее, Apple намерена оценить какие наиболее популярные цифровые зеркальные фотокамеры стОят усилий по оптимизации цвета для них. Оптимизированные методы работы с цветом для таких камер будут встроены в операционную систему. Шорр также намекнул, что возможно некоторое очень малое количество компактных фотокамер (если вообще до этого дойдет) получат RAW оптимизацию в Aperture.

Aperture не содержит механизма для настройки цвета по умолчанию и тонопередачи RAW файлов. Также нет ничего похожего на Picture Styles в Canon’s DPP, Color Modes в Nikon Capture, или даже настройки своего собственного цветового профиля как Adobe сделала на вкладке Calibrate в последних релизах Adobe Camera Raw. Aperture также не имеет возможности вставить свой профиль для камеры непосредственно в процесс рендеринга цвета, в отличие от Capture One PRO от Phase One. Беспокоиться особо не о чем если используется базовая цветопередача в сочетании с корректировкой цвета и тональности, инструменты для этого есть в Aperture. Это делает процесс преобразований быстрым и качественным при различных обстоятельствах.

Вы также можете спросить, почему в Aperture не использовались «наборы разработчика ПО» (SDK) от производителей камер? Ответ очевиден: скорость, точнее ее отсутствие, в пакетах от Canon, Nikon и других. И это сложно оспорить – программное обеспечение для преобразования RAW, производимое изготовителями камер одинаково «тормозит» как при просмотре так и при конвертации RAW файлов (хотя результаты сами по себе превосходны).

Мы не знаем, так как не интересовались этим вопросом, о планах Apple по поддержке RAW файлов с цифровых задников для среднеформатных камер. Тем не менее, было замечено, что в профиле фотографа мод Ричарда Барбиджа на странице о Aperture присутствуют его снимки на камеру Mamiya RZ67 с задником от Phase One.

Импорт картинок

Для максимального удобства процесса импортирования фотографий в библиотеку программы Aperture, Apple предлагает использовать связку: Aperture и Automator. Сама по себе программа Aperture может принять либо все изображения, либо только выбранные, с камеры в свою библиотеку. Она также может импортировать в библиотеку папки с изображениями где бы они ни находились, при чем во время импорта возможна конвертация структуры папок для соответствия иерархическому упорядочению в интерфейсе Aperture. Во время импорта можно дополнить базу данных Aperture заголовочной информацией для импоритрованных изображений; благо интерфейс для «пакетного» присвоения заголовков очень гибок в настройках. Но, сама Aperture не может автоматически во время импорта создавать резервную копию изображений на одном или нескольких мест за пределами библиотеки, и также не может обнаруживать папки и импортировать файлы которые лежат, напрмер, на камере подключенной по Wi-Fi.

Для выполнения таких, и более экзотических задач, мы будем вынуждены обратиться к другой части «связки» – Automator’у. Дружественная к пользователю среда для создания скриптов, являющаяся частью MacOS X 10.4 поможет в создании скриптов для импорта или экспорта. А если разбираться с Automator’ом особого желания нет, можно скачать готовые действия (Automator Actions) которые Apple разработала специально для этого (Automator свалит часть работы по импорту на специальное приложение – Image Capture). Список некоторых таких действий, а также пример целой рабочей последовательности (Workflow) – то есть серии связанных «действий», Вы можете найти на специальном сайте посвященном Automator’у в разделе о Aperture.

Aperture также совместима с AppleScript; Automator и AppleScript близкие родственники. Набор функций описанных в AppleScript-словаре программы Aperture относится исключительно к импорту и экспорту фотографий, с возможностью запроса у Aperture списков проектов и альбомов в проектах, но не отдельных файлов. И это может означать что непосредственная работа с программой посредством скриптов довольно ограничена, и приложения сторонних разработчиков, которые «захотят» взаимодействовать с Aperture, будут располагать очень малым набором параметров для интеграции с Aperture.

Есть возможность импортирования изображений с нескольких камер одновременно и/или последовательно, но мы не уверены что такая многозадачность также обеспечена благодаря Automator’у.

Aperture поддерживает единственный стандарт заголовков: IPTC. Все метаданные, которые Вы добавляете либо изменяете сохраняются в рабочей библиотеке, но не встраиваются в исходные RAW файлы (или другие исходные изображения в формате допускающем сохранение заголовков, например JPEG, TIFF и PSD). Такое поведение соответствует философии Apple – никогда не изменять исходные (оригинальные) файлы в Aperture. Сохраненные метаданные могут быть встроены в отличные от RAW форматы (JPEG, TIFF или PSD) при экспорте. Также представляется возможным экспортировать изображения в их первоначальном RAW формате, с опцией изменения имени файла с назначенного камерой на заданное в Aperture.

Невозможность экспортировать заголовочную информацию и RAW файл вместе, означает что вся работа над заголовками проделанная в Aperture останется в библиотеке Aperture. Мы поддерживаем идею Apple – не изменять данные относящиеся к изображению, однако RAW файлы без поисковых метаданных описывающих содержание картинки, особенно после длительного периода хранения на диске (когда Вы забудете что и где снимали), не на много лучше чем их отсутствие вообще. Поэтому встраивание метаданных в файл картинки безопасным способом, или хотя-бы возможность экспорта вместе с изображением «прикрепленного» отдельного файла с метаданными должны быть обязательно. Механизм же реализованный в Aperture, преднамеренно или нет, вынуждает фотографа использовать исключительно Aperture.

Обходные пути, однако, могут быть найдены всегда 🙂 Например, Aperture может быть настроена так чтобы экспортировать оригинальный RAW плюс JPEG версию со встроенными IPTC метаданными, а потом при помощи Photo Mechanic 4.4 можно синхронизировать заголовочную информацию между двумя файлами. Или, опытный программист может «разгадать» устройство базы данных Aperture и извлекать RAW файл и его IPTC данные раздельно, а потом обьединять их.

В интервью с Джо Шорром удалось узнать некоторую информацию касательно хранения IPTC данных в библиотеке Aperture. В дополнение к существующей записи в файле базы данных, который находится в корне библиотеки, IPTC данные к изображению также размещаются в виде отдельного текстового файла лежащего «рядом» с картинкой внутри библиотеки. Программа создает и хранит файлы метаданных для каждой версии файла-изображения, которую пользователь создал в Aperture, плюс один файл метаданных для исходной картинки когда она была импортирована в Aperture. Каждый файл метаданных содержит IPTC данные для своей версии файла, а также инструкции по обработке, и в некоторых (или всех?) случаях – EXIF данные тоже.

Метаданные представлены в виде набора XML тегов, подобно XMP файлу создаваемому плагином Adobe Camera Raw для Photoshop, но имена тегов отличаются от используемых в XMP. Это подразумевает что заголовочные данные в файле метаданных Aperture сохраняются в отличном виде от принятого (спецификацию на XMP файлы можно почитать здесь). Поэтому фотограф не может просто скопировать RAW файл и отдельно файл метаданных из библиотеки и ожидать что программа понимающая XMP (например Photoshop, Photo Mechanic или iView MediaPro) автоматически проанализирует заголовочную информацию в файле метаданных. Однако этого не стоит бояться – Apple опубликовала подробности XML схем, реализованных в таких приложениях как Final Cut Pro, Keynote и Pages, поэтому вполне возможно что скоро появится документация на XML структуру использованную в Aperture.

Было бы неплохо, чтобы сторонние производители в скором времени решили проблему экспорта RAW файлов не дожидаясь «официальных» обновлений для Aperture. Однако реалии таковы что очень мало разработчиков пока понимают устройство библиотеки Aperture, и самой полной информацией располагают именно разработчики Aperture из Apple. Поэтому Apple должна сделать это, и мы надеемся что отзывы фотографов считающих возможность экспорта RAW не самой последней по значимости подтолкнут Apple к устранению этого «недочета».

Из особо удобных возможностей следует отметить возможность Aperture «переправлять» обработанную версию RAW в Photoshop (или другой редактор изображений) – это реализовано предельно просто! Когда Вы хотите поработать над фото в Photoshop, Aperture создаст TIFF или PSD файл (формат Вы можете задать в настройках) с исходного RAW, разместит его в библиотеке Aperture, и пошлет Photoshop’у команду на открытие этого файла. Изображение открытое в Photoshop может быть отредактировано по вкусу. Затем, для сохранения изменений и просмотра в Aperture следует использовать всего-лишь команду Command-S. В Aperture этот «новый» файл будет автоматически разпознан как модификация исходного RAW. УмнО!

Печать фото

Aperture наделена отличными возможностями вывода изображений на печать. Пользователю предоставляется достаточная гибкость в настройках и в этом отношении мы можем сопоставить Aperture с такими «образцами» как Photoshop и ImagePrint.

Цвета, которые «проходят через каналы управления цветом в Aperture» и до драйвера принтера подвергаются воздействию четырех факторов помимо цветов непосредственно в картинке: выбранный цветовой профиль, цветовое приближение (Rendering Intent), компенсация черного, и гамма.

Если это выглядит практически так же как и в случае печати из Photoshop, то … это так и есть. Но существует несколько ключевых особенностей: в Aperture нет возможности выбора одного из приближений по обработке цвета (Rendering Intents). Для сравнения, в Photoshop мы можем выбирать одно из четырех цветовых приближений (Perceptual, Saturation, Relative Colorimetric, Absolute Colorimetric; подробнее о цветовых приближениях см. справку к Photoshop по ключевой фразе «Rendering Intent»). Таким образом, отсутствие выбора в Aperture не является значительной проблемой (в крайнем случае нам поможет Photoshop :-)), но все-таки это недостаток.

Компенсация черного абсолютно необходимая вещь, – особенно для печати «унылых», затененных фото. Без компенсации черного, корректная печать таких фото из Photoshop была бы невозможна. Подобно программе Photoshop – в Aperture Вам предоставляется возможность включения и отключения этой  опции.

Настройки гаммы, найденные в Aperture но отсутствующие в Photoshop, весьма интересны. Цель нововведения – уравнять «плотность» отпечатанных на принтере изображений с теми что Вы наблюдаете на экране. Конечно, это должно решаться подбором профиля, но в реальности мы не видели так эффективно работающего решения. Таким образом настройка гаммы, которая применяет дополнительную компенсационную кривую к данным изображения во время обработки профиля, возможно будет удобным способом смягчить различие в плотности на экране и при печати. Мы поигрались с настройками бесчисленного количества профилей для принтеров и настройки гаммы срабатывали «на лету». Можно сказать что они делают управление цветом неправильно, но с правильной целью – улучшения качества отпечатков. Очень полезная функция.

В Aperture также есть возможность мягкой цветопробы (soft-proof) через выбранный профиль, используя в качестве цветового приближжения относительную колориметрику (relative colorimetric). Суть «мягкой цветопробы» состоит в том чтобы проверить цвета на экране не выводя их на печать, но для этого нужны правильно откалиброванные мониторы. Однако не возможно с помощью мягкой цветопробы показать эффект компенсации черного и настроек гаммы. Это означает что для фотографий с преобладающими тенями различие между мягкой цветопробой и реальным отпечатком может быть значительным.

Разное

Мы подбираемся к концу обзора посвященного малоизвестным аспектам Aperture. Напоследок рассмотрим некоторые моменты которые «не тянут» на отдельный раздел.

Увеличение четкости

Основной или единственный инструмент увеличения четкости это «unsharp mask» со слайдерами для величины и радиуса. Он работает на композитном RGB канале и это не поддается настройке или конфигурированию.

Web издание

Программа включает многочисленные шаблоны для публикации изображений в веб. Эти шаблоны очень гибки в настройках, плюс присутствует отличный WYSIWYG интерфейс. HTML редактора как такового нет. Поддерживаются каскадные листы стилей. Законченный проект может быть выгружен на .Mac аккаунт непосредственно из Aperture.

Действия

В программе нет механизма эквивалентного «Действиям» в Photoshop. Но как было отмечено ранее, автоматизация проводится посредством Automator и AppleScript. Сама по себе программа может производить некоторое количество разнообразных операций либо над отдельными изображениями, либо над группами изображений.

Производительность

Программа создана для скорости и это сразу становится понятно. Но как зависит скорость работы от количества процессоров, скорости этих самых процессоров, производительности видеокарты, оперативной памяти и жесткого диска нам установить не удалось. Мы пробовали Aperture на 2003-года Power Mac G5/Dual 2.0GHz с 2.5GB RAM и внутренним RAID 0. Видеокарта в этой модели была ATI Radeon 9600 Pro – этой видеокарты нет в списке рекомендованных для Aperture, поэтому решено было приобрести новую видеокарту. Выбор был остановлен на ATI Radeon X800 XT Mac Edition – ее спецификации очень незначительно отличаются от ультра-быстрой (и ультра-дорогой :-)) NVIDIA Quadro FX 4500, являющейся опциональной при покупке нового Мака и даже от более доступной NVIDIA GeForce 7800 GT, но мы надеемся что X800 XT выдержит Апертурную нагрузку.

Соперники

Aperture, как профессиональный инструмент для работы с фото очень даже не плох. Если требуется явно указать конкурентов, то наиболее соответствующим соперником будет Capture One PRO. В некоторых моментах эти программы схожи (обе имеют массу идентичных инструментов), хотя в общем они абсолютно разные. Приложение Capture One PRO от Phase One может предложить дополнительные возможности по работе с RAW которые отсутствуют у Aperture, например специфические операции с некоторыми моделями камер. Также Capture One PRO имеет возможность использовать индивидуальные профили для камеры. С другой стороны, Aperture наделена возможностями управления изображениями, и возможностями вывода изображений, которые отсутствуют в Capture One PRO, и к тому же, Aperture специально «заточена» под Мак платформу с целью максимального быстродействия и это сразу становится заметно.

Другие приложения не сильно «пострадают» от появления Aperture. Каталоги изображений, такие как iView MediaPro и Extensis Portfolio могут запоминать уменьшенные варианты снимков, которые в данный момент находятся на отключенных накопителях, Aperture такого пока не умеет. И это в общем единственное весомое преимущество этих программ, особенно для фотографов которые очень много снимают, или для целых фотостудий. Есть еще Photo Mechanic, но эта программа совсем другого направления, и позиционируется как «обозреватель изображений» (image browser). «Конек» программы Photo Mechanic – в возможностях импорта изображений и работе с заголовочной информацией в RAW.

Photoshop не составит конкуренции Aperture, наверное не стоит обьяснять почему. А вот как сложится с плагином для Фотошоп – Camera Raw покажет время. Camera Raw не может похвастаться выдающимся качеством конвертации RAW, да и отсутствие пакетного режима тоже не сыграет в пользу Adobe.

К тому же, нет приложений с таким удобным интерфейсом как у Aperture, а про-инструмент должен доставлять удовольствие от работы с ним. Плюс изначальная ориентация под Мак, что выливается в высокую скорость работы. Можно сказать, Aperture становится образцом профессионального приложения, хотя кое-что безусловно стОит доработать.