Гарр Рейнолдс (Garr Reynolds, http://presentationzen.blogs.com/).

Вспоминая презентации проводимые широко известными в компьютерном мире людьми – Биллом Гейтсом и Стивом Джобсом, думаю будет очень поучительно и что немаловажно – интересно проанализировать сам стиль проведения таких мероприятий в исполнении лидеров. Мероприятия эти представляют большой визуальный контраст, и мы рассмотрим их с точки зрения эстетических концепций найденных в Дзен Буддизме. Я думаю, что мы можем прибегнуть к многим концепциям в Дзен и Дзен эстетике, чтобы сравнить эти “визуальные образы”, равно как и перенять что-либо для себя. Цель состоит именно в “поучительном” сравнении и анализе образов Джобса и Гейтса, но ни в коем случае не в “осмеивании” кого-либо.

Простота

Ключевая особенность Дзен-эстетики это «kanso», что в переводе означает простота. В понятии «kanso» красота, изящество и визуальная элегантность достигаются устранением и опущением [лишнего]. Как говорит художник, дизайнер и архитектор Др. Коичи Кавана (Dr. Koichi Kawana), «Простота означает достижение максимального эффекта минимальными средствами». Когда Вы изучаете Ваши визуальные образы, можете ли Вы сказать что обеспечили максимальный эффект, «импульс», применив минимум графических элементов, например? Когда Вы посмотрите на презентационные слайды Джобса и Гейтса, как они соотносятся с понятием «kanso»?

«Simplicity means the achievement of maximum effect with minimum means.»

— Dr. Koichi Kawana

«Простота означает достижение максимального эффекта минимальными средствами»

— Др. Коичи Кавана

Непринужденность

Эстетическая концепция (понятие) непринужденности или «shizen» «запрещает использовать тщательно проработанные конструкции и сверхизящество» – согласно д-ру Каване. Сдержанность, тем не менее, здесь будет очень уместна. Талантливые джаз-музыканты, например, знают что важно «не переиграть», а вместо этого быть всегда внимательным, помнить о существовании других музыкантов в команде и найти некое общее пространство обьединяющее музыку и самих исполнителей. Художники дизайнеры проявляют сдержанность включая только самое необходимое чтобы донести определенную информацию определенной аудитории. Сдержанность это непросто. Усложнение и детализация это просто… и общеупотребимо.

Рассмотренные способы выражения это ключевые понятия Дзен-эстетики. Др. Кавана, комментируя дизайн традиционых Японских садов сказал:

«The designer must adhere to the concept of miegakure since Japanese believe that in expressing the whole the interest of the viewer is lost.»

— Dr. Koichi Kawana

«Дизайнер должен придерживаться концепции miegakure с тех пор как Японцы верят, что в выражении целого значимость наблюдателя исключается»

— Др. Коичи Кавана

В мире PowerPoint презентаций, таким образом, Вы не должны постоянно читать надписи на тех же слайдах. Вам также не нужно (да Вы и не можете) вбивать каждую деталь, каждое понятие в голову каждого присутствующего в аудитории либо визуально либо словесно. Вместо этого, комбинация Ваших слов, впаре с визуальными образами которые Вы демонстрируете, должны мотивировать слушателей и пробуждать их воображение, помогая им слиться с Вашей идеей и расширить идею далеко за пределы этого несчастного слайда который они видят первый и последний раз. Дзен эстетика состоит из (но не ограничивается этим):

  • Простота
  • Утонченность
  • Элегантность
  • Намек вместо вдавания в подробности или констатации очевидного
  • Непринужденность (то есть никакой фальши или напряжений)
  • Свободное пространство
  • Отсутствие суеты, спокойствие
  • Исключение второстепенного, не важного

Гейтс и Джобс – два контрастных примера

Обратите внимание на два типичных визуальных образа, используемых Стивом Джобсом и Биллом Гейтсом. Попробуйте внимательно рассмотреть и сравнить их с точки зрения традиционной Дзен эстетики.

Можно ли продемонстрировать бОльшую Дзен эстетику, чем представленная здесь? «Визуальный Дзен мастер», Стив Джобс, предпочитает чтобы экран был затемнен и абсолютно пуст в то время когда он рассказывает что-либо. В джазе настоящая сила музыки исходит из интервалов между нотами. Тишина дает больше сущности и значимости нотам. Периодическая пустота экрана также делает изображения более содержательными когда они появляются. Кроме того, это позволяет уверенному в себе исполнителю «сконструировать» замещение пустого слайда. Это настоящая голословная визуальность. Для большинства выступающих перегруженные слайды это опора, или по крайней мере «безопасное прикрытие». Мысль о том что экран может внезапно стать абсолютно пустым вгоняет их в панику. Теперь все взгляды обращены к Вам.

Гейтс обьясняет Live стратегию. Множество изображений и много текста. Обычно слайды Гейтса имеют заголовки вместо кратких обьяснительных заявлений (на этом слайде нет ни того ни другого). Хороший графический дизайн ведет наблюдателя и содержит четкую иерархию или порядок, таким образом наблюдатель знает куда посмотреть в первую очередь, во вторую и так далее. А как распределены приоритеты на этом слайде? Это просто круг, «утыканный» изображениями, и ничего более.

Др. Кавана говорит, «Чтобы достичь сущности вещей, все несущественные элементы должны быть выброшены.» Так в чем же суть созданного визуального образа? Все ли элементы на этом слайде несущественны? Что заключено именно в сердцевине этого изображения? Эти вопросы Вы должны задавать себе при составлении своих слайдов.

Здесь Джобс рассказывает разработчикам на WWDC’05 о переходе с Power PC RISC чипов на Intel. Звучит устрашающе, но как он сказал (и показал на слайде) все самое страшное Apple уже успешно преодолела ранее. Он также скромно сказал раньше во время презентации, что каждая версия OSX секретно разрабатывалась и для Intel тоже… так что ничего нового в этом нет. Зал смеется.

Стиль должен быть «открытым»

Что может помочь м-ру Гейтсу, так это инструктор по презентациям и видео камера. Одна плохая привычка которая постоянно наблюдается у него – это постоянное держание кончиков пальцев сомкнутыми на уровне груди во время рассказа. Часто это приводит к тому что его руки блокируются где-то в районе грудной клетки. Из-за этой привычки он выглядит как-то неестественно, некомфортно, и становится очень похож на мр-а Барнса из Симпсонов. В отличие от Билла, стиль Стива Джобса можно охарактеризовать как более открытый, и он по крайней мере выглядит комфортно и естественно.

М-р Гейтс должен прочитать книгу Клифа Аткинсона «Beyond Bullet Points» – что можно перевести примерно как «За точками абзацев» (в названии книги сделан акцент на существующем обычае ставить точки-маркеры напротив абзацев на слайдах). В книге рассказывается о улучшении техники проведения презентаций, и кстати издана она в Microsoft Press (!). Аткинсон говорит что «… точки абзацев создают препятствия между выступающим и слушателями.» Он абсолютно корректно замечает, что четкое выделение абзацев приводит к тому, что презентация становится формальной и «жесткой», аудиенция озадачена и даже скучает… Вместо того чтобы перемещаться «по точкам» на слайде, Аткинсон рекомендует овладеть искусством хорошего рассказчика, и тогда визуальные материалы (слайды) будут использоваться как естественное дополнение для усиления, подкрепления речи оратора. Это может быть осуществлено даже в технических презентациях, и абсолютно точно может быть применено в хай-тек бизнес презентациях.

«Майкрософтовский метод» презентации

Подход, который мы могли наблюдать на последних публичных презентациях Майкрософт можно назвать «Майкрософтовский метод». Этот метод ничем не отличается от общепринятых, и является отличным примером того, что Сет Годин (Seth Godin) и другие называют «Действительно плохой PowerPoint» (Really Bad PowerPoint). Актуальность проблемы подчеркивается тем, что огромное количество профессионалов понимают нелепость этого подхода, даже огромное количество профессионалов из Майкрософта в Редмонде! Но изменения происходят очень медленно, особенно когда руководство компании которая производит наиболее популярную в мире программу демонстрации слайдов использует эту самую программу предельно скучно, хотя вроде и по назначению…

Технологический директор, Рей Оззи (Ray Ozzie) также следует «Майкрософтовскому методу». На верхнем снимке абзац №3: наблюдаем каламбур «…..interfaces through…interfaces». На нижнем снимке – главное правило проведения презентации: Не держите руки в карманах! Неофициальность, это в общем неплохо, но это не принято даже в США (а особенно в местах с другой культурой, за пределами США).

Всё имеет значение!

Мы рассмотрели несколько презентационных методик в стиле «Дзен презентаций». Конечно, они сильно отличаются от «нормальных» или «ожидаемых», но также просты, прозрачны и эффективны. Кто хочет быть «средним», «типичным» или «нормальным»? Ridderstrale & Nordstorm говорят в своей книге «Funky Business»: «Стандартность это путь в никуда». Я не предлагаю Вам проводить мероприятия «иначе» ради того чтобы быть «другим». Я всего лишь утверждаю, что если Вы изменитесь к лучшему, уйдя от стандартности и нормальности в стиле проведения презентаций, то Вы будете более эффективны, отличны и главное – Вас запомнят. Возможно, Майкрософт может позволить себе убогие PowerPoint презентации, но Вы и я – нет. Для большинства из нас, всё имеет значение.

Что мы можем перенять из Японских садов?

Если Вы ищете источник вдохновения, обратите внимание например на эту книгу, о Японских садах, написанную дизайнером Markuz Wernli Saito, или посетите таковой при возможности. Также Вы можете почерпнуть концепции Дзен эстетики и узнать о Японских садах из этой статьи доктора Каваны. Конечно, чтобы в полной мере постигнуть Дзен эстетику, нужно жить в Японии 😉 однако не имея такой возможности просто старайтесь следовать изложенным методикам, применяйте их на практике и совершентсвуйте свое мастерство. Стремитесь к простоте, и не бойтесь экспериментировать, не бойтесь отличаться от большинства.