Time Machine («Машина времени») — это лучшая особенность новой ОС Leopard, да и, наверное, лучшая функция из когда-либо добавленных в Mac OS X. Коротко говоря, Time Machine — это действительно простая система резервного копирования и восстановления данных. Она с лёгкостью сметает камень преткновения обычных пользователей: «Я знаю, что мне следует выполнять резервное копирование, но я никогда этого не делал. Я даже не представляю как его делать!» Больше такого не будет. Если у вас в Макинтоше есть более одного жёсткого диска, сложнее не пользоваться Time Machine, чем пользоваться ею.
Первый раз, когда к компьютеру с ОС Leopard присоединяются более двух дисков, появляется диалоговое окно, предлагающее выбрать диск для резервного копирования. Выбираете — и всё готово, больше от вас ничего не потребуется. Если вы заглянете в раздел Time Machine системных настроек, увидите следующее симпатичное окно.
Самым главным здесь является огромный смешной переключатель «Вкл — Выкл». Кроме него есть только два элемента управления: кнопки «Изменить диск» и «Настройки»; последняя из них ведёт к следующему диалогу.
Здесь всё говорит само за себя, а настройки по умолчанию вполне хороши для того, чтобы даже не знать о существовании этого экрана.
Преимущества Time Machine раскрываются двумя важными вещами. Во-первых, если ваш главный жёсткий диск умирает или заменяется другим, загрузка с установочного диска Leopard даст возможность одним щелчком восстановиться в вашу последнюю резервную копию. Во-вторых, во время просмотра любого окна Finder, включение специального режима покажет содержимое этого окна в любой момент прошлого, для чего и создаётся резервная копия. Файлы могут быть восстановлены из прошлого, заменяя существующие версии файлов или становясь рядом с ними.
Всё звучит до скуки просто, но в этом вся соль! Перед созданием Time Machine компания Apple провела опрос своих клиентов о привычках резервного копирования. 80 процентов пользователей Макинтош сказали, что им надо делать резервные копии своих данных. (Уже страшно! Всего 80 процентов?) 26 процентов сказали, что они делают резервные копии своих данных. Это звучит не очень плохо, пока не задаём следующий вопрос. Только четыре процента выполняют резервное копирование регулярно!
Коротко говоря, это означает, что если бы вы могли щелчком пальцев заставить жёсткий диск пользователя Макинтош исчезнуть, есть 96-процентная вероятность, что вы уничтожите файлы, которые совершенно невозможно восстановить. Учитывая быстрый рост количества личных данных, которые хранятся на Макинтошах и не поддаются восстановлению (например, семейные фотографии и видеозаписи), не придумать решение этой проблемы было бы безответственно со стороны Apple.
Несколько лет назад я предполагал, что Apple будет устанавливать как минимум два жёстких диска в каждый Макинтош. В ОС Leopard разработчики подошли к проблеме с другой стороны, сняв программные ограничения и положившись на то, что пользователи Макинтош приобретут себе дополнительные жёсткие диски.
Оглядываясь в прошлое, могу сказать, что это более практичное решение. Пользователи Макинтош скорее купят и подключат дополнительный жёсткий диск чем будут разбираться в сложных программах для резервного копирования, которые могут стоить не меньше, чем жёсткий диск.
А в добавок ко всему Apple превратила процесс восстановления файлов в настоящее развлечение. Начинается оно со значка Time Machine, который по умолчанию находится в доке.
Щёлкните по нему, и всё, кроме активного окна Finder падает за экран, открывая впечатляющую бурлящую туманность и движущееся звёздное небо, в которых растворяется ряд воплощений одинокого окна Finder.
Для навигации и восстановления файлов используются совершенно нестандартные стрелки и кнопки. Линия времени вдоль правого края экрана показывает каждую точку резервного копирования в виде засечки, увеличивая метки при наведении мышки на манер дока. Совершенно нелепо, и знаете что? Мне нравится!
Я склонен потакать Apple в их выпендрёжах с Time Machine по двум причинам. Во-первых, ни один из элементов интерфейса не вредит удобству пользования. Да, кнопки со стрелками совершенно ненормальные, но они вполне велики, чтобы было удобно нажимать, и чётко выражают своё назначение. То же и с кнопками внизу. Во-вторых, самое важное. Time Machine сделана так, что любой разработчик может с лёгкостью создать свой интерфейс для управления данными, сохранёнными резервным копированием. Поэтому рассмотрим…
Внутренности Time Machine
Резервные копии хранятся в папке по имени Backups.backupdb в корне жёсткого диска, выбранного в качестве репозитория Time Machine. В этой папке есть другая, с именем компьютера (оно указано в разделе «Общий доступ» Системных настроек), в которой содержится набор помеченных датой папок (в формате ГГГГ-ММ-ДД-ЧЧММСС), далее идёт папка, названная именем тома, с которого выполнялось резервное копирование. Вот пример.
В этом примере компьютер зовётся «Leopard», а жёсткий диск — «Leopard Demo». Каждая подпапка папки «Leopard Demo» содержит полное содержание тома, каким оно было во время, отражённое в названии родительской папки.
Секундочку, как это полное содержимое? Давайте посмотрим. Имеем десять папок, в каждой — папка «Leopard Demo». Неужели жёсткий диск, используемый в примере для Time Machine в 10 раз больше тома «Leopard Demo»? К счастью нет. Time Machine оказалась немного умнее.
При создании очередной резервной копии Time Machine пропускает те файлы, которые не изменились со времени последнего копирования. То же происходит и с целыми папками; если ни один из файлов в папке не был изменён, пропускается вся папка.
Заглядываем в одну из папок «Leopard Demo» и видим отдельные файлы. Не ярлыки, не символьные ссылки, а именно файлы:
Ну, приблизительно так. Чтобы понять, как работает Time Machine, необходимо сначала кое-что знать о стандартных особенностях Unix-систем: символьных и жёстких ссылках. Это очень простая вещь для тех, кто имел опыт работы с Unix, но, тем не менее, я сделаю короткое отступление для прояснения вопроса.
Продолжение статьи здесь.