Поговорите с любым профессиональным фотографом, и вы услышите о чудесах фотографирования в режиме RAW. Эта функция, встречающаяся в high-end камерах и цифровых зеркалках, дает гораздо больший контроль над тоном и детализацией фотографий. Но прежде чем прыгать из огня да в пламя, убедитесь, что знаете, как использовать сильные стороны этого формата по максимуму.

 

Поговорите с любым профессиональным фотографом, и вы услышите о чудесах фотографирования в режиме Raw. Эта функция, встречающаяся в high-end камерах и цифровых зеркалках, дает гораздо больший контроль над тоном и детализацией фотографий. Но прежде чем прыгать из огня да в пламя, убедитесь, что знаете, как использовать сильные стороны этого формата по максимуму.

Raw против JPEG

При нажатии кнопки затвора объектива в режиме JPEG сенсор камеры фиксирует изображение и передает на встроенный компьютер, который преобразовывает данные в полноцветное изображение. Компьютер потом настраивает насыщенность, контраст, четкость и остальные настройки изображения, которые определяются в меню камеры. В конце концов, он сжимает изображение в JPEG файл – теряя при этом часть данных оригинального изображения – и сохраняет на вашей медиа карте.

А сейчас сравните с тем, как это происходит при фотографировании в режиме Raw. (Не во всех камерах есть режим Raw. Но если в вашей есть, вы найдете его в том же меню, что и режим JPEG. Нужно просто переключиться на этот режим.) При нажатии кнопки затвора в режиме Raw, сенсор камеры фиксирует изображение и сохраняет его на медиа карту. И все. Камера не обрабатывает и не сжимает изображение – у вас есть сырое, не обработанное изображение.

Преимущества Raw

Пропуск ступени обработки дает Raw ряд преимуществ над JPEG.

Отложенное решение

Камеры обрабатывают JPEG, и эти изменения необратимы. Так что если ваша камера делает фотографии слишком резкими, то вы от этого никуда не денетесь. Или если ваша камера перенасыщает или изменяет цвета, то устранить эти эффекты будет очень сложно.

Восстановление светлых тонов Перенасыщенные светлые тона туч могут испортить изображение, если оно в режиме JPEG. Но с возможностью восстановления светлых тонов в Aperture большинство деталей можно восстановить

Но, имея файл Raw, вы можете отложить обработку изображения, до момента, когда усядетесь за компьютером. То есть, у вас больше шансов получить изображение, которое будет выглядеть именно так, как вы хотите. Например, вы никогда не получите Raw файл с плохим балансом белого.

Больше информации об изображении

Хоть большинство сенсоров изображения в камерах фиксируют 10 или 12 бит информации на 1 пиксель, файлы JPEG могут хранить только 8 бит информации на пиксель. То есть камера выбрасывает достаточно много информации о цвете. И хоть вы можете обрабатывать Raw файлы как 8-битные, можно также обрабатывать их как 16-битные, сохраняя, таким образом, всю информацию о цвете. Имея эту дополнительную информацию, вы можете производить всевозможную коррекцию изображения – расширение уровней или изменения насыщенности – не наблюдая при этом полосатой или пятнистой структуры.

Никакого сжатия

Тип сжатия, который используется для создания JPEG файла, ухудшает качество изображения, добавляет «блочные артефакты» и прочие «интересные узоры». И хоть изображение выглядит хорошо на камере, убедитесь, что дополнительное сжатие не применяется.

Недостатки Raw

Конечно же, Raw имеет свои недостатки.

Большие файлы, меньшие скорости

Из-за того, что изображение не сжато, Raw файлы по размеру намного больше, чем их JPEG копии (хоть и меньше, чем TIFF файлы, с которыми работают некоторые камеры), что означает, что вам понадобиться больше места на камере и диске для редактирования и хранения изображений. А также камере понадобится больше времени для записи этих больших файлов на медиа карту. В зависимости от камеры, она может уже и не снять столько же изображений одним пакетом.

Дополнительная обработка

Формат JPEG является универсальным стандартом. Слив изображение с камеры вы можете тут же открыть его в редакторе изображений, каталогизаторе и большинстве e-mail программ. Говоря о Raw файлах, мы не имеем в виду единый, стандартизированный формат, такой как JPEG или TIFF, а формат, который присущ данной камере. Для работы с этими файлами вам понадобится софт, который будет понимать язык камеры (характеристики изображений на камере) и сможет точно конвертировать необработанные данные в изображение.

Надежда на второсортный софт в свое время и стала причиной серьезного недостатка фотографирования в режиме Raw. Но, в последнее время, множество приложений сделало работу с Raw файлами такой же простой, как и с JPEG (см. «Выбирая конвертер Raw»). Кстати, Apple встроила конвертер Raw в OS X 10.4. Однако, вам нужно убедиться, что софт, который вы выбрали, поддерживает данную модель камеры – старая ли это камера или новая.

На заметку

Добиваясь теней Raw файлы хранят гораздо больше информации о ярких цветах, чем о темных. Пленочные фотографы обычно недодерживают фотографии при экспозиции, в то время, как лучше ошибиться и передержать при фотографировании в режиме Raw. Такой софт, как Aperture и Adobe Camera Raw, может восстановить некоторые светлые тона, при этом затемняя средние тона, чтоб восстановить тени. В итоге тени получаются с меньшим количеством шума, чем в случае недоэкспонированной фотографии.

Когда использовать Raw

В большинстве случаев, вы подбираете режим съемки камеры под ситуацию. Для быстрых снимков, на которых не хочется тратить много времени, нет смысла использовать режим Raw. Но если вам необходимо снять точные снимки, или вы работаете с нестандартным освещением, Raw файлы хорошо настраиваются. Они дадут больше информации об изображении, которая может быть очень важна, если вы собираетесь делать большие снимки или неестественные изменения тонов.

К счастью, решение работать в режиме Raw не является необратимым. Вы можете свободно переключать режимы Raw и JPEG, в зависимости от ситуации. Некоторые камеры даже предлагают съемку в двух режимах одновременно, записывая при этом оба типа файлов.

Выбирая конвертер Raw

Поскольку Mac OS X 10.4 имеет встроенный конвертер Raw, вы можете просматривать изображения Raw. Но для обработки изображений Raw – что самое важное – вам понадобится дополнительный софт. Вот некоторые из самых распространенных приложений.

iPhoto

Это приложение от Apple пользовательского уровня (часть пакета iLife ‘06, $79) позволяет работать с файлами Raw так же как и с JPEG, и облегчает переключение между этими двумя форматами. Возможности у этого приложения хорошие, но только основные. Чтобы полностью использовать преимущества формата Raw, вам понадобится приложение с бОльшими возможностями.

Aperture

Aperture от Apple за 299$ лучше iPhoto тем, что дает возможность тонкого управления балансом белого, контрастом, уменьшением шума, настройкой резкости и т.д. К тому же организационные свойства Aperture бесподобны. Aperture хорошо интегрируется с Adobe Photoshop, в тех случаях, когда необходимо выборочное редактирование или создание комбинированных изображений. Поскольку рецензенты и опытные фотографы критикуют начальный выпуск Aperture из-за качества конвертирования Raw, Apple ссылается на обновленную версию 1.1. Обзор Aperture читаем здесь.

Одно из преимуществ iPhoto и Aperture, что ставит их на ступень выше других конвертеров Raw (включая Photoshop’s Camera Raw), это то, что они не разделяют процесс конвертирования от остальных процедур обработки. С другими редакторами вам нужно сначала конвертировать Raw файл, а только потом приступать к его редактированию. И если окажется, что настройки конвертирования Raw были не совсем точными, вам придется выбросить изображение и начать заново. Вторым отличием является подход Apple к работе. Aperture и iPhoto дают вам большое количество вспомогательных операций. Это может усложнить интеграцию с остальными приложениями, но если вам нужно только обрабатывать и выпускать фотографии, вам может подойти такой подход.

Camera Raw

Camera Raw поставляется с обоими Photoshop CS2 ($649) и Photoshop Elements 4 (80$), прекрасный конвертер Raw от Adobe, поддерживает большой круг камер и включает огромное количество инструментов для совершенствования процесса конвертирования. Как и Aperture, она может восстанавливать некоторые переэкспонированные яркие участки изображения, что в принципе может оказаться бесполезным. И для комплексной обработки можно быстро переключиться в Photoshop. В отличие от предложений Apple, Camera Raw требует много ручной (рутинной) работы. Вам нужно сгруппировать изображения в папки и следить за ссылкой на них. Но если при работе вы используете несколько приложений, то такой контроль вам может понравиться.

Lightroom

В свое время Lightroom от Adobe была доступна как бесплатная бета версия. Lightroom также использует Photoshop Camera Raw для конвертирования Raw и обеспечивает более простую работу с большими объемами изображений. Еще рано говорить о том, какое место занимает Lightroom, но она подает большие надежды и за ней следует присматривать.